Издавна отношения человека и лошади строились на подчинении человеком лошади, основанном на болевом воздействии. Лошадью управляли с помощью удил, которые вкладывали ей в рот. За удила привязывали повод, которым можно было, причиняя лошади неприятные ощущения в той или иной степени, заставлять ее двигаться в разные стороны и останавливаться. Но времена изменились, человечество стало больше ценить жизнь и здоровье не только людей, но и животных. Все больше людей пытаются научиться другому типу взаимоотношений с лошадью. Их основой становится не принуждение, а совместная работа, интересная обоим участникам.
Но чтобы такие взаимоотношения могли возникнуть, в первую очередь, необходимо изменить свой взгляд на лошадь и попытаться взглянуть на мир ее глазами. Лошадь табунное животное, для которого естественная среда обитания включает в себя большие пространства, общество сородичей и практически постоянное наличие пищи в небольших количествах. Исходя из этого сформировались физиология и психология лошадей. Следовательно, можно выделить три основные потребности лошади:
Обеспечивая выполнение этих условий владелец лошади делает ее жизнь удовлетворительной. Теперь можно заняться ее обучением. Но как?
Чтобы лошадь, намного превосходящая человека в силе и массе, стала его слушаться, у нее должен быть мотив. Какие могут быть варианты?
Во-первых, избегание боли и физического неудобства. На такой мотивации построены методы обучения с использованием отрицательного подкрепления. То есть, опять-таки , вариант с трензелем или любым другим болевым приспособлением, которое в случае неправильной реакции лошади на нашу команду , причиняет ей боль или неудобство до тех пор, пока она не сделат то, что от нее ждет человек. Этот способ обычно используется в классическом конном спорте и является наиболее распространенным при работе с лошадьми.
Вторая группа мотивов подчинения лошади человеку основана на удовлетворении ее потребностей. Самый простой пример — дрессировка за лакомство. Лошадь выполнила команду и получает за это вкусную еду. Точно так же вознаграждением может служить предоставление лошади свободы, возможность погулять или поиграть. Однако обязательным условием такой работы с лошадью будет предварительное создание дефицита в удовлетворении данной потребности. Так, при кликер-дрессировке на лакомство, лошадь должна быть относительно голодной, а г-н Невзоров лишает лошадей общества, после чего лучшей наградой становиться возможность общения и игры хотя бы с человеком. Данные методы работы с лошадьми называются «мягкими», потому что они построены на положительной мотивации и не предусматривают физического наказания. Действительно, при такой подготовке лошади сохраняют свой характер, даже становятся более креативными, веселыми и работают с удовольствием.
Есть еще один вид мотивировок, который происходит из естественного социального положения лошади в табуне. Лошади, чтобы выжить в естественных условиях, необходимо научиться взаимодействовать с другими членами сообщества. Соответственно, она находит свое место в иерархической структуре табуна, подчиняясь «вышестоящим» особям, сотрудничая с лошадьми такого же ранга или подчиняя себе «нижестоящих». Человеку довольно сложно использовать данную мотивацию лошади, в первую очередь потому, что ему малодоступен «язык лошадей», то есть нам сложно прижать уши, изогнуть шею или оскалиться, и даже в крайнем случае мы не сможем развернуться и лягнуть зарвавшегося молокососа. Однако есть ряд школ, которые успешно используют коммуникативные привычки лошадей. Самая известная из них — Natural Horsemanship Пата Парелли. На самом деле практически все лошадники используют межвидовой язык жестов и привычку лошади подчиняться вожаку. Например резкий взмах рукой с целью отодвинуть от себя лошадь похож на такое же резкое движение головы лошади, когда она отгоняет от себя другую особь. А наша внутренняя уверенность в себе является основой успешного занятия.
Поскольку лошадь — домашнее животное, отношение к ней человека зависит прежде всего от культуры самого человека. В природе хищники и травоядные сотрудничать не смогли бы… Поэтому ответственность за выбор способа взаимодействия ложится целиком на нас. Решайте сами, какие отношения для Вас естественные — основанные на силе и возможности причинить боль, или на других принципах. Ведь это «мы в ответе за тех, кого приручили»
Но чтобы такие взаимоотношения могли возникнуть, в первую очередь, необходимо изменить свой взгляд на лошадь и попытаться взглянуть на мир ее глазами. Лошадь табунное животное, для которого естественная среда обитания включает в себя большие пространства, общество сородичей и практически постоянное наличие пищи в небольших количествах. Исходя из этого сформировались физиология и психология лошадей. Следовательно, можно выделить три основные потребности лошади:
- постоянное движение
- общение с сородичами
- частое принятия пищи в небольших объемах
Обеспечивая выполнение этих условий владелец лошади делает ее жизнь удовлетворительной. Теперь можно заняться ее обучением. Но как?
Чтобы лошадь, намного превосходящая человека в силе и массе, стала его слушаться, у нее должен быть мотив. Какие могут быть варианты?
Во-первых, избегание боли и физического неудобства. На такой мотивации построены методы обучения с использованием отрицательного подкрепления. То есть, опять-таки , вариант с трензелем или любым другим болевым приспособлением, которое в случае неправильной реакции лошади на нашу команду , причиняет ей боль или неудобство до тех пор, пока она не сделат то, что от нее ждет человек. Этот способ обычно используется в классическом конном спорте и является наиболее распространенным при работе с лошадьми.
Вторая группа мотивов подчинения лошади человеку основана на удовлетворении ее потребностей. Самый простой пример — дрессировка за лакомство. Лошадь выполнила команду и получает за это вкусную еду. Точно так же вознаграждением может служить предоставление лошади свободы, возможность погулять или поиграть. Однако обязательным условием такой работы с лошадью будет предварительное создание дефицита в удовлетворении данной потребности. Так, при кликер-дрессировке на лакомство, лошадь должна быть относительно голодной, а г-н Невзоров лишает лошадей общества, после чего лучшей наградой становиться возможность общения и игры хотя бы с человеком. Данные методы работы с лошадьми называются «мягкими», потому что они построены на положительной мотивации и не предусматривают физического наказания. Действительно, при такой подготовке лошади сохраняют свой характер, даже становятся более креативными, веселыми и работают с удовольствием.
Есть еще один вид мотивировок, который происходит из естественного социального положения лошади в табуне. Лошади, чтобы выжить в естественных условиях, необходимо научиться взаимодействовать с другими членами сообщества. Соответственно, она находит свое место в иерархической структуре табуна, подчиняясь «вышестоящим» особям, сотрудничая с лошадьми такого же ранга или подчиняя себе «нижестоящих». Человеку довольно сложно использовать данную мотивацию лошади, в первую очередь потому, что ему малодоступен «язык лошадей», то есть нам сложно прижать уши, изогнуть шею или оскалиться, и даже в крайнем случае мы не сможем развернуться и лягнуть зарвавшегося молокососа. Однако есть ряд школ, которые успешно используют коммуникативные привычки лошадей. Самая известная из них — Natural Horsemanship Пата Парелли. На самом деле практически все лошадники используют межвидовой язык жестов и привычку лошади подчиняться вожаку. Например резкий взмах рукой с целью отодвинуть от себя лошадь похож на такое же резкое движение головы лошади, когда она отгоняет от себя другую особь. А наша внутренняя уверенность в себе является основой успешного занятия.
Поскольку лошадь — домашнее животное, отношение к ней человека зависит прежде всего от культуры самого человека. В природе хищники и травоядные сотрудничать не смогли бы… Поэтому ответственность за выбор способа взаимодействия ложится целиком на нас. Решайте сами, какие отношения для Вас естественные — основанные на силе и возможности причинить боль, или на других принципах. Ведь это «мы в ответе за тех, кого приручили»