Статьи

Позитивное обучение – учимся учиться и учить с удовольствием

Вся наша жизнь – непрерывный процесс образования, в котором мы выступаем в роли то ученика, то учителя. Однако у многих из нас термин «учеба» связан с тяжелым, неприятным процессом, где присутствует страх допустить ошибку и быть наказанным, а вероятность успеха не очень велика. Иногда мы даже боимся приниматься за изучение чего-то нового, нас пугает необходимость запоминать информацию, мы чувствуем себя неуверенно в тех ситуациях, в которых мы не достигали успеха в прошлом, даже если это было связано лишь с детским негативным опытом. Взрослые, самостоятельные люди, мы подсознательно опираемся на школьные неудачи, говоря «у меня плохая память», «я плохо ориентируюсь», «я не способен считать в уме». И дело совсем не в наших способностях, а в той системе образования, которая приучила нас относиться к учебе как к скучной обязанности, в которой успеха добиваются только «способные» ученики или «зубрилы». В лучшем случае мы учимся потому что это принесет нам некоторые преимущества в будущем – карьерный рост или повышение зарплаты.

Однако так мы относились к обучению не всегда. Попробуем вспомнить себя в годовалом возрасте, а если не получается, понаблюдаем за знакомым малышом. Он пытается освоить новое движение, встать или пойти, он делает это без устали, даже падения и боль не прерывают его попыток, почему? Какое удовольствие он получает от процесса обучения! У этого процесса есть физиологическая основа. Когда человек осваивает новый навык, в мозгу происходит образование новых нейронных связей. А образование этих связей, в свою очередь, происходит под воздействием двух транспортных веществ – серотонина и дофамина – гормонов, в значительной степени отвечающих за положительные эмоции. Таким образом процесс естественного обучения неразрывно связан с положительными эмоциями. Не зря в песенке поется: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

К сожалению, доставшаяся в наследство от Советского Союза система образования, основанная на обязательности выполнения заданий и не стимулирующая самостоятельный творческий поиск, работает одновременно и против качества обучения, и против сопутствующего ему позитивному настрою. А ее традиционность становится препятствием в распространении современных методов образования. И школа, и семья обычно реализуют ту модель, которую сами познали в детстве, даже если она не была эффективной. А понимая необходимость изменений и новых подходов, мы зачастую не имеем возможности выработать новый навык, и раз за разом повторяем устаревшие модели поведения.

Что делать? Позитивному обучению вполне можно научиться, и легче всего это сделать на примере обучения домашних животных. Затем применяя усвоенный навык к детям, ученикам и самому себе.

Позитивное обучение основано на положительном подкреплении правильных действий ученика. Неправильные действия игнорируются, никакие наказания не применяются. Ученика не заставляют заниматься. Ему показывают, что своими действиями он может вызвать приятное для себя событие, награду, лакомство. Положительное подкрепление это нечто приятное, желаемое учеником, что действует в тот самый момент, когда происходит правильное действие. То есть это не отложенные во времени изменения в жизни, которые может быть произойдут – «будешь хорошо учиться, найдешь высокооплачиваемую работу». Это, скорее, кусочек шоколада, который можно съесть тотчас, выучив одно четверостишие.

Освоить принципы позитивного обучения выгодно каждому. Кроме повышения эффективности обучения детей, собак, коллег и самого себя, мы получаем еще один «побочный эффект» — перестаем испытывать раздражение на непонятливых учеников. Занятия превращаются в игру и удовольствие от процесса обучения получают обе стороны.

Сами принципы и приемы когнитивного обучения довольно просты, их можно освоить самостоятельно. Очень хорошо они описаны в книге основателя кликер-тренинга Карен Прайор «Не рычите на собаку». Для отработки практических навыков можно принять участие в семинаре, посвящённом позитивному обучению. Главное, понять, что это реально, и попробовать применить когнитивный подход в своей жизни, начав с малого. Например, похвалив себя за за то, что сегодня вы узнали что-то новое, вместо того, чтобы ругать за потерянное на чтение статьи время.