Чем именно мы занимаемся с лошадьми? Есть два основных момента, которые необходимы для совместных занятий. Первое – лошади должно быть интересно находиться рядом с человеком, выполнять его просьбы и решать поставленные задачки. Второе – в отношениях должна присутствовать дисциплина, уважение лошади к человеку, иначе она может стать неуправляемой и даже опасной. Этому в первую очередь учатся новички.
Занятия проводятся прямо в поле, где лошади гуляют и пасутся. У них есть все для собственного лошадиного счастья: постоянное движение, возможность есть наилучшую для них еду – траву или сено, компания сородичей. И тут приходит человек – ему нужно найти свое место рядом с лошадью. У каждого живого существа наряду с базовыми физиологическими потребностями есть и стремление к развитию, к обучению. Потому что любому виду, чтобы выжить в процессе эволюции, нужно было развиваться, приобретать новые навыки. Это касается всех без исключения, в том числе и людей, и лошадей. Вот та ниша, которую может занять человек по отношению к животным-компаньонам. Домашние питомцы обеспечены всем необходимым, но сытая спокойная жизнь не позволяет им проявить свои способности к обучению, не вынуждает приспосабливаться к меняющимся условиям и опасностям дикой природы. Однако все живое подчиняется закону – либо развитие – либо деградация и смерть. Нам не нужно искусственно создавать трудности своим домашним любимцам. Но ставить перед ними задачки, требующие решения, развивать их способности и интеллект, мы можем.
На наших занятиях не встает вопрос, нравятся ли они лошадям, нужны ли они им, мы проверяем это каждый день полной свободой на тренировке. Лошадь в любое время может уйти, убежать от человека. Однако они остаются с нами. Потому что им это нужно, именно так они в искусственных условиях могут реализовать свою потребность в обучении.
Человек на первом же занятии попадает в непривычную ситуацию. Особенно сложно тем, кто имеет опыт традиционной верховой езды или дрессировки собак. Надо подозвать лошадь, но она не обращает внимания на ваши слова, и никакого механического приспособления у вас нет, ни веревки, ни уздечки. Что делать? И в этот момент начинается поиск ресурса внутри себя, который позволит стать лидером без насилия, заинтересовать и привлечь, но не заставить, найти частицу хорошего и правильного и успеть похвалить за это, вместо того, чтобы, как мы порой привыкли, находить недостатки и поправлять их, или ругать за нехорошее поведение.
Казалось бы, мы занимаемся с лошадьми, но на самом деле учимся сами, причем тем навыкам, которые так необходимы нам в жизни. Например, у многих возникают проблемы с детьми в подростковом возрасте. Пока дети маленькие, родители полностью контролируют их поведение, но вот они подросли и почувствовали себя сильными и свободными, а отношения построены на «механике», на запретах и подчинении. Появляются конфликты, и их принято списывать на возрастные проблемы. Однако, возможно, это не проблемы подростков, а проблемы родителей, которые просто не умеют строить отношения без принуждения?
Все мы берем модели поведения из своих семей и переучиться чему-либо в этой сфере очень сложно, даже если осознаем, что действуем не лучшим образом. У нас никогда не было другой практики, а семейный конфликт – не лучшее время для кропотливой работы по саморазвитию. Так вот, эту практику можно получить на занятиях со свободными лошадьми! Тоже все получается не сразу, но лошади идеальные учителя. Они не обижаются и не накапливают негатив. Исправив свое поведение, иногда просто изменив свое внутреннее состояние, мы тут же получаем новый результат. Вчера лошадь от вас убегала, а сегодня подходит и готова сотрудничать. Любой маленький шажок в работе над собой дает зримый результат! И еще это очень красивая картина. Свободные лошади в поле, в полной гармонии с окружающим, с пространством, с человеком рядом с ними. Я вижу эту картину каждый день, и она нравится и вдохновляет.
Казалось бы, мы занимаемся с лошадьми, но на самом деле учимся сами, причем тем навыкам, которые так необходимы нам в жизни. Например, у многих возникают проблемы с детьми в подростковом возрасте. Пока дети маленькие, родители полностью контролируют их поведение, но вот они подросли и почувствовали себя сильными и свободными, а отношения построены на «механике», на запретах и подчинении. Появляются конфликты, и их принято списывать на возрастные проблемы. Однако, возможно, это не проблемы подростков, а проблемы родителей, которые просто не умеют строить отношения без принуждения?
Все мы берем модели поведения из своих семей и переучиться чему-либо в этой сфере очень сложно, даже если осознаем, что действуем не лучшим образом. У нас никогда не было другой практики, а семейный конфликт – не лучшее время для кропотливой работы по саморазвитию. Так вот, эту практику можно получить на занятиях со свободными лошадьми! Тоже все получается не сразу, но лошади идеальные учителя. Они не обижаются и не накапливают негатив. Исправив свое поведение, иногда просто изменив свое внутреннее состояние, мы тут же получаем новый результат. Вчера лошадь от вас убегала, а сегодня подходит и готова сотрудничать. Любой маленький шажок в работе над собой дает зримый результат! И еще это очень красивая картина. Свободные лошади в поле, в полной гармонии с окружающим, с пространством, с человеком рядом с ними. Я вижу эту картину каждый день, и она нравится и вдохновляет.