Существует множество точек зрения на то, насколько болезненно для лошади действие трензеля. Однако никто не хочет попробовать положить себе в рот какую-нибудь железку, привязать к ней веревочку, а другой конец веревочки отдать своему любимому начальнику или, скажем, любимой учительнице, или даже мужу или жене, если таковые имеются. Никому пока не пришло в голову, что это станет действенной мерой повышения производительности труда или улучшения отношений между супругами. Впрочем, попробуйте. Думаю, это будет полезный опыт. А с теми, кто согласен, что железка во рту – вещь как минимум неприятная, а зачастую очень и очень болезненная, продолжим.
Зачем удила вкладываются в рот лошади? Чтобы она слушалась. В идеале они работают как отрицательное подкрепление неверного, с точки зрения всадника, действия лошади. То есть сделала что-то не правильно – получила порцию болевого воздействия. Неплохой способ воспитания. В прошлом веке так воспитывали большинство детей. Не выучил урока – розги к вашим услугам. Теперь почему-то детей бить не принято, хотя, конечно, кое-где метод жив и поныне. Мир изменился, стал сложнее, количество информации выросло во много раз, соответственно, появились и новые способы обучения детей и взрослых. И основаны они никак не на насилии. «Потому что от битья умным сделаться нельзя». Изменился подход к обучению детей, также меняется и подход к обучению животных, в том числе и лошадей.
Итак, вернемся к лошади с уздечкой. Поклонники классического обращения с лошадью обосновывают применение трензеля необходимостью подачи лошади неких тонких сигналов, без которых она не знает, как ей двигаться. Они «учат» лошадь «правильно» двигаться. Давайте разберемся. Во-первых, знает ли лошадь, как ей бежать, к примеру, рысью? С точки зрения спортсмена – нет, не знает. Чтобы она правильно побежала, нужно:
· вставить ей в рот две железки разнонаправленного действия – трензель и мундштук,
· согнуть ей шею в затылке,
· подать точный сигнал о том, как именно мы сейчас бежим,
· реально заставить ее подвести задние ноги под корпус, чтобы она разгрузила перед,
· придать ей необходимую энергетику движения – импульс,
· при всем этом она должна как-то сбалансироваться вместе со всадником (что иногда совершенно невозможно из-за того самого всадника)
· потренировать ее несколько лет, чтобы она привыкла к такому положению дел, а потом можно поехать «правильной» рысью.
Правда, еще лошадь должна быть «на хороших движениях», ну и всадник, само собой… (На самом деле все гораздо-гораздо сложнее, я ни в коей мере не претендую здесь на описание классической выездки лошади, это, скорее, взгляд со стороны.) Однако, если вы посмотрите на любую, случайную, выросшую на свободе и незаезженную лошадь, вдруг окажется, что она умеет бегать рысью, а также с галопом у нее обычно никаких проблем нет. Да и шаг на загляденье — широкий и свободный. Появляется первые важные вопросы – кто, кого и чему должен научить?
Да, если мы хотим ездить на лошади верхом, она должна быть к этому процессу подготовлена. Домашние лошади тысячелетиями выводились для того, чтобы на их спинах могли ездить люди. Однако молодой лошади нужно время, чтобы натренировать необходимые мышцы, привыкнуть к весу всадника, заново научиться двигаться с этим дополнением на спине. Процесс заездки обязан быть длительным и постепенным. Однако, зачем при этом трензель? Лошадь вполне способна привыкнуть к всаднику и восстановить природную сбалансированность движений без дополнительной болевой компоненты. А если процесс заездки будет достаточно длительным и безболезненным, будет сопровождаться положительными эмоциями, лошадь без труда научиться уравновешиваться с всадником на спине демонстрируя при этом свободные и красивые аллюры.
Вторая причина применения трензеля – страх всадника, что он не сможет справиться с лошадью. Действительно, лошадь гораздо сильнее человека. Когда на ней нет уздечки, нет возможности силой заставить ее сделать что-либо. Другой вопрос, нужно ли «заставлять»? Можно ведь научить лошадь слушаться. Ни у кого не вызывает удивления, что можно научить ребенка считать, не наказывая его за неправильные ответы. Даже наоборот, если наказывать ученика за ошибки, учиться он будет только хуже. Так почему когда над лошадью постоянно висит угроза боли от трензеля, всадник считает, что это помогает процессу обучения? Все же скорее мешает…
И еще один немаловажный момент. Все мы живые люди, и иногда совершаем ошибки. Начинающий всадник может их сделать довольно много. И эти ошибки причиняют лошади боль. По-моему, несправедливо. Да и зачем? Учебная лошадь работает гораздо лучше без железа во рту. Неопытный всадник причиняет ей намного меньше неудобств, следовательно, у нее меньше причин для борьбы с ним. Меньше дурных привычек у лошади, лучше взаимопонимание между ней и человеком. Это ли не то, к чему мы все стремимся?
Зачем удила вкладываются в рот лошади? Чтобы она слушалась. В идеале они работают как отрицательное подкрепление неверного, с точки зрения всадника, действия лошади. То есть сделала что-то не правильно – получила порцию болевого воздействия. Неплохой способ воспитания. В прошлом веке так воспитывали большинство детей. Не выучил урока – розги к вашим услугам. Теперь почему-то детей бить не принято, хотя, конечно, кое-где метод жив и поныне. Мир изменился, стал сложнее, количество информации выросло во много раз, соответственно, появились и новые способы обучения детей и взрослых. И основаны они никак не на насилии. «Потому что от битья умным сделаться нельзя». Изменился подход к обучению детей, также меняется и подход к обучению животных, в том числе и лошадей.
Итак, вернемся к лошади с уздечкой. Поклонники классического обращения с лошадью обосновывают применение трензеля необходимостью подачи лошади неких тонких сигналов, без которых она не знает, как ей двигаться. Они «учат» лошадь «правильно» двигаться. Давайте разберемся. Во-первых, знает ли лошадь, как ей бежать, к примеру, рысью? С точки зрения спортсмена – нет, не знает. Чтобы она правильно побежала, нужно:
· вставить ей в рот две железки разнонаправленного действия – трензель и мундштук,
· согнуть ей шею в затылке,
· подать точный сигнал о том, как именно мы сейчас бежим,
· реально заставить ее подвести задние ноги под корпус, чтобы она разгрузила перед,
· придать ей необходимую энергетику движения – импульс,
· при всем этом она должна как-то сбалансироваться вместе со всадником (что иногда совершенно невозможно из-за того самого всадника)
· потренировать ее несколько лет, чтобы она привыкла к такому положению дел, а потом можно поехать «правильной» рысью.
Правда, еще лошадь должна быть «на хороших движениях», ну и всадник, само собой… (На самом деле все гораздо-гораздо сложнее, я ни в коей мере не претендую здесь на описание классической выездки лошади, это, скорее, взгляд со стороны.) Однако, если вы посмотрите на любую, случайную, выросшую на свободе и незаезженную лошадь, вдруг окажется, что она умеет бегать рысью, а также с галопом у нее обычно никаких проблем нет. Да и шаг на загляденье — широкий и свободный. Появляется первые важные вопросы – кто, кого и чему должен научить?
Да, если мы хотим ездить на лошади верхом, она должна быть к этому процессу подготовлена. Домашние лошади тысячелетиями выводились для того, чтобы на их спинах могли ездить люди. Однако молодой лошади нужно время, чтобы натренировать необходимые мышцы, привыкнуть к весу всадника, заново научиться двигаться с этим дополнением на спине. Процесс заездки обязан быть длительным и постепенным. Однако, зачем при этом трензель? Лошадь вполне способна привыкнуть к всаднику и восстановить природную сбалансированность движений без дополнительной болевой компоненты. А если процесс заездки будет достаточно длительным и безболезненным, будет сопровождаться положительными эмоциями, лошадь без труда научиться уравновешиваться с всадником на спине демонстрируя при этом свободные и красивые аллюры.
Вторая причина применения трензеля – страх всадника, что он не сможет справиться с лошадью. Действительно, лошадь гораздо сильнее человека. Когда на ней нет уздечки, нет возможности силой заставить ее сделать что-либо. Другой вопрос, нужно ли «заставлять»? Можно ведь научить лошадь слушаться. Ни у кого не вызывает удивления, что можно научить ребенка считать, не наказывая его за неправильные ответы. Даже наоборот, если наказывать ученика за ошибки, учиться он будет только хуже. Так почему когда над лошадью постоянно висит угроза боли от трензеля, всадник считает, что это помогает процессу обучения? Все же скорее мешает…
И еще один немаловажный момент. Все мы живые люди, и иногда совершаем ошибки. Начинающий всадник может их сделать довольно много. И эти ошибки причиняют лошади боль. По-моему, несправедливо. Да и зачем? Учебная лошадь работает гораздо лучше без железа во рту. Неопытный всадник причиняет ей намного меньше неудобств, следовательно, у нее меньше причин для борьбы с ним. Меньше дурных привычек у лошади, лучше взаимопонимание между ней и человеком. Это ли не то, к чему мы все стремимся?