В первую очередь не будем торопиться и просто понаблюдаем за реакцией лошади на появление человека. Допустим, она гуляет в леваде, а вы приближаетесь к ней. Что она делает? Идёт навстречу, уходит, убегает, нападает, не обращает внимания? Иными словами: ожидает ли она от человека чего-то приятного или нет? Дело в том, что даже если мы стараемся содержать лошадей в условиях, где они могут удовлетворить свои базовые потребности: в пище, движении, общении с сородичами, безопасности, это не значит, что она будет настроена учиться априори. Занятия с человеком – это следующий уровень потребностей – в развитии, постижении нового, разнообразии. Однако, если у лошади не было опыта самостоятельного обучения из собственной мотивации, не под прессом насилия, она может не знать, как это приятно. Бывает, что ей нужно показать такой пример, «научить учиться». Тогда включится дофаминовое подкрепление, нормальный физиологический процесс, который помогает всем животным и человеку развиваться и делает этот процесс приятным. Так что на первом этапе нам нужно вернуться к базовым потребностям лошади, например, найти подходящее лакомство, перестать заставлять её делать то, что хочется нам, и дать возможность учиться самой, получая от человека только положительное подкрепление. Я называю этот метод «чистым кликером», а в литературе он называется шейпингом. В этом варианте обучения мы не воздействуем на животное механически и только поощряем за любые её верные действия.
Через некоторое время вы обнаружите, что лошадь хочет быть рядом с вами и заниматься, и вовсе не за крохотный кусочек сухарика, а из-за того радостного состояния, которое вызывает естественное обучение.