Статьи

Конфликт между учеником и учителем (на примере надевания недоуздка)

В какой момент возникает конфликт между учеником и учителем?

Ведь раз он есть – значит, скорее всего, первый учит второго тому, что тот воспринимать не хочет. То есть на обучение мотивирован учитель, а ученик остаётся существом, которое подчиняется чужой воле и не имеет собственной мотивации.

Понятно, что это перевёрнутая система, и она не может работать эффективно. Чтобы исправить ситуацию, нужно вернуть всё в естественное русло – мотивация к обучению должна быть у ученика, а учитель лишь помогает в освоении навыка.

Посмотрим, как это выглядит на примере обучения лошади надеванию недоуздка. Лошади это совсем не нужно, более того, она может догадаться, что после этого будет происходить нечто неприятное для неё (например, ветеринарные процедуры). Что делать?

Восстанавливаем мотивацию лошади, берём, например, вкусное лакомство. Теперь лошадь хочет его получить.

Начинаем предлагать простые задачи, за решение которых можно получить вкусняшку. Например, посмотреть в сторону недоуздка.

Когда задача становится лошади понятной, слегка усложняем её. Скажем, теперь даём лакомство за поворот головы к нужному предмету.

Таким образом, постепенно усложняя задачу, доходим до надевания недоуздка.

В этом процессе нет конфликта с учеником, лошадь сама хочет сделать действие, которое даёт ей возможность получить желаемое. И это тот самый бесконфликтный путь обучения, который предусмотрен для всех живых существ природой.